(4822)57 45 11

Горнолыжный отдых

 

Десять крупных популярных курортов

 с ориентированием по сложности трасс, ближайшим аэропортам или альтернативным способам добраться и ценам на ски-пассы.

Франция, курорт Шамони (Монблан)

Шамони- самый старый горнолыжный курорт в мире, набравший популярность после проведения здесь первых в истории зимних Олимпийских игр. Практически все склоны находятся выше 2000 метров, что гарантирует снег даже в скудную зиму. Главный минус: не самая современная система канатных дорог, из-за чего переходы между зонами катания отнимают время. Плюсы: цены ниже, чем на курортах аналогичного уровня, очень развитая инфраструктура, богатая экскурсионка и возможность побывать на легендарном пике Айгюль-дю-Миди.

Комфортней всего на курорте будет лыжникам со средней подготовкой, но ест ь трассы для всех уровней.

Сезон: с декабря по апрель. Ски-пасс на 6 дней: 260-300 евро. Ближайший аэропорт: Женева, 80 км.

Андорра, курорт Пас-де-ла-Каса (Пиренеи)

Самый крупный курорт Андорры - Пас-де-ла-Каса - находится на границе с Францией. Есть трассы, проложенные среди лесных массивов. Снежное покрытие всегда на высоте, из-за огромной территории возникает ощущение, что в Андорре не так уж много туристов.

Если ехать на подъемнике до самой вершины, попадаете на сложные трассы, где можно пощекотать нервы, если сходить на середине - на трассы для лыжников со средней подготовкой.

Сезон: с декабря по конец марта. Ски-пасс на 6 дней: 250-280 евро. Ближайший аэропорт: Барселона, 32 км.

Австрия, курорт Зёльден (Альпы)

С 2002 года Зёльден является традиционным местом проведения первого этапа Кубка мира по горнолыжному спорту. Здесь находится три трехтысячные вершины, поэтому трассы довольно длинные и с хорошим перепадом высот. Главный минус: популярность курорта, из-за чего и на спусках, и в гостиницах всегда много людей. Плюс в том, что курорт очень хорошо оборудован и легко справляется с туристическим потоком.

Зёльден подойдет лыжникам среднего уровня и новичкам.

Сезон: с декабря по апрель. Ски-пасс на 6 дней: 230-260 евро. Ближайший аэропорт: Инсбрук, 83 км.

Италия, Селла Ронда (Доломитовы Альпы)

Прозвище зоны катания Селла Ронда - Кругосветка, и это все объясняет. Выбирайте направление движения: по часовой стрелке присоединитесь к любимой сноубордистами трассе без бугельных подъемников, против часовой - к трассе, любимой лыжниками. Путешествие по кругу займет полтора-два часа, а впечатлений получите на все каникулы вперед.

Спуски Доломитовых Альп хоть и довольно простые, но, пожалуй, самые красивые в мире.

Сезон: с декабря по апрель. Ски-пасс на 6 дней: 260 евро. Самый удобный аэропорт: Верона, 190 км.

Швейцария, Церматт (Альпы)

Церматт - самый знаменитый швейцарский курорт, окруженный двумя четырехтысячными пиками: Дюфур и Маттерхорн. Кататься здесь можно круглый год, но летом открыто только 10 процентов от общей площади курорта. В рейтинге Best of Alpes Церматт занимает третье место, сразу после французских Межев и Шамони, хотя подготовка склонов здесь зачастую значительно лучше. Обслуживают курорт 62 подъемника и несметное количество ресторанов, кафе, экскурсионных бюро, гостиниц - всегда есть из чего выбрать.

Абсолютное большинство трасс - средней сложности и для подготовленных лыжников, самый продолжительный спуск - 22 километра.

Сезон: круглый год. Ски-пасс на 6 дней: 305-350 евро. Ближайший аэропорт: Цюрих, 222 км.

Швеция, Оре

Оре - невысокий курорт, но с достаточным перепадом высот и хорошим снежным покровом. Большинство трасс рассчитано на начальный и средний уровень подготовки. Главный минус: в начале января может стоять холодная и ветреная погода.

Главный плюс: большой выбор дополнительных развлечений - от катания на оленях до купания в горячей бочке.

Сезон: с ноября по апрель. Ски-пасс на 6 дней: 1855 крон (215 евро). Ближайший аэропорт: Остерсунд, 95 км. Перелет Москва-Стокгольм, далее либо внутренним рейсом SAS до Остерсунда и затем час на поезде до Оре, либо от Стокгольма 7 часов на поезде до Оре.

Финляндия, курорт Рука (Рукатунтури)

Рука - крупнейший курорт Финляндии, расположенный почти на границе полярного круга. Цены сопоставимы с альпийскими. Световой день зимой очень короткий, но курорт хорошо освещается. Всего на горе 30 трасс, спускающихся во все четыре стороны. Самая длинная - 1300 метров, перепад высот небольшой.

Курорт больше подойдет начинающим и лыжникам среднего уровня, семьям с детьми.

Сезон: трассы открываются в конце октября - начале ноября и работают до мая включительно. Ски-пасс на 6 дней: 190-205 евро. Ближайший аэропорт: Хельсинки (далее поездом до Оулу, затем рейсовый автобус). Можно доехать на машине из Санкт-Петербурга за 12-14 часов.

 Россия, Эльбрус

На Эльбрусе есть как пологие спуски, которые подойдут новичкам, так и "черные" трассы. Можно договориться на вертолетную заброску на необкатанный склон для фрирайда. Сервис пока оставляет желать лучшего, но плюс в том, что если вы умеете договариваться, то всегда сможете выторговать для себя неплохую скидку. Инфраструктура слабенькая, подъемников мало.

Плюс: не нужно получать визу, при желании можно добраться на машине, поезде или автобусе.

Сезон: с декабря по апрель. Ски-пасс на 6 дней: 5350-5950 рублей. Ближайший аэропорт: Нальчик, 130 км.

Россия, курорт "Гора Морозная", Камчатка

На горе Морозной тренируется русская горнолыжная сборная. Несмотря на полное отсутствие инфраструктуры (в качестве исключения есть шашлычная и дискотека), три стареньких бугельных подъемника и грабительские цены на советские гостиницы, удовольствие от увиденных пейзажей затмевает все недостатки. Если присоединитесь к группе, за 1000 рублей с человека можно прокатиться на вулканы на вертолете, погреться в горячих источниках или фрирайдом скатиться с нетронутых склонов.

Спуски подойдут для лыжников всех уровней подготовки.

Сезон: с декабря по апрель, но в январе бывают сильные ветра и метели. Цена одного подъема: 50 рублей. Ближайший аэропорт: Петропавловск-Камчатский, 37 км.

Болгария, Банско

Банско отличается от большинства курортов соотношением цена-качество. При очень умеренной стоимости и возможности договориться "на еще подешевле" спуски, сервис и гостиницы превосходят все ожидания. Трасс в Банско немного - 14, но самая продолжительная растянулась почти на 12 километров. Очень легко найти русскоговорящего инструктора.

Склоны подойдут новичкам или тем, кто уже набил первые шишки и пытается выйти на новый уровень.

Сезон: с середины декабря по конец марта - начало апреля. Ски-пасс на 6 дней: 327 лев (167 евро). Ближайший аэропорт: София, 170 км.

 

 

Горнолыжный отдых: 10 простых правил для новичка

Вероятно, вам повезло и вы не из тех тюфяков, кто всю жизнь слушает рассказы друзей о великолепно проведенном времени на горнолыжном курорте, мечтает в следующем году обязательно встать на лыжи, через год находит сто причин не ехать и снова жалеет и снова мечтает… Вы – взрослый, уверенный в себе человек, который не боится учиться новому и решился (конечно же, не зря) попробовать горные лыжи и получить массу впечатлений.

Было бы здорово с первого раза изящно съехать вниз, лавируя между менее талантливых учеников, зевнуть и сказать: "Это были сущие пустяки". По факту уже через минуту вы будете валяться на снегу, создавая преграду всем остальным. Поэтому первостепенная задача каждого чайника – просто остаться в живых. Если по дороге получится насладиться процессом – значит, дела идут отлично. Это не так сложно как кажется на первый взгляд, нужно всего лишь соблюдать несколько простых правил:

1.Выбрать правильный курорт

С одной стороны вы хотите найти курорт с легкими трассами, и это вполне понятно. С другой – только представьте: на третий день вы уже уверенно стоите на ногах. Вы хотите немножко пощекотать нервишки и посмотреть на завораживающие прыжки отважных лыжников, а вместо этого вокруг, никуда не спеша, скатываются с горы европейские бабушки и дедушки с серенадой Шуберта в наушниках. На их фоне вы всегда будете выглядеть впечатляюще, но чтобы быстрее учиться, лучше иметь парочку сорвиголов на примете.

Слишком "простые" курорты: турецкий Сарыкамыш, болгарский Пампорово или шведский Сэлен. Эти места больше подходят для детского катания.

Правило с выбором трасс работает и в обратную сторону: не нужно переоценивать свои силы и отправляться на курорт с крутыми склонами, всегда есть шанс, что склоны будут так велики, что вместо вдохновляющих уроков вам придется наслаждаться компанией юных спортсменов в "лягушатнике".

Испортить отдых сложными трассами можно, например, в французском Шамони, швейцарском Андерматт, или итальянском Арабба.

Хороший вариант для начинающих – вся Андорра, где для каждого уровня подготовки есть бесконечный выбор трасс и можно легко перемещаться между уровнями. Можно смело ехать в Болгарию, Банско – там есть три зоны катания, одна для первых шагов и две для более-менее опытных пользователей. Можно поехать во французский Лез Арк, где помимо огромного выбора трасс создана прекрасная инфраструктура для отдыха.

2. Ограничиться минимальным набором

Если у вас много денег вы можете спустить их на хорошее снаряжение – спускайте, это лишним не будет. Но если поездку на горнолыжный курорт вы считаете и без того затратной и не уверены, что еще раз встанете на лыжи раньше, чем через год, лучше трезво оценить свои потребности.

 

Вместо горнолыжного костюма подойдет короткий пуховик и непромокаемые штаны. Понадобятся перчатки и маска (балаклава), шарф будет только мешать. Вместо термобелья на первый раз хватит обычного свитера и водолазки, только не из хлопка. Хлопок удерживает влагу и вас начнет знобить. Подойдет синтетика или нейлон. Главное, чтобы одежда состояла из нескольких слоев, которые удобно одеть и так же удобно снять при необходимости.

Ботинки, лыжи и шлем можно смело брать в прокате – там помогут подобрать нужное снаряжение по росту и весу. Если хотите купить свои, посмотрите снаряжение из прошлых коллекций или бывшее в использовании. Можно найти великолепный вариант со скидкой 50-70 процентов от первоначальной цены.

3. Запомнить, что не носить

Теперь не менее важные правила о том, что не стоит носить. Постарайтесь заменить очки на контактные линзы или выбрать небьющуюся оправу и стекла. Не вздумайте появиться на склоне в джинсах – поймаете на себе десятки снисходительных и сочувствующих взглядов, особенно когда джинсы встанут колом после первого же падения. И, пожалуйста, никаких четырех пар носков – вы получите массу проблем от того что носки скользят и нога плохо фиксируется в ботинке.

Климат на европейских курортах позволяет кататься в минимальном наборе одежды – это совсем не то же самое что кататься в России в разгар новогодних каникул. Проверьте, чтобы, когда вы поднимаете руки вверх, живот и поясница оставались надежно закрыты, чтобы на рукавах куртки были манжеты. Совсем не обязательно скупать в магазине дорогую экипировку, но ее замена тоже должна отвечать минимальным требованиям удобства и безопасности.

4. Собрать дружную команду

Новичку на лыжах лучше держаться золотой середины: не теряться в огромной хаотично движущейся толпе, чтобы не обнаружить себя в куче столкнувшихся горе-лыжников, но и не оставаться на склоне в полном одиночестве. Идеальный вариант – выбрать партнера своего уровня и отправиться в немноголюдное место, чтобы неспешно отрабатывать спуски и не подвергать себя лишней опасности.

Если вы едете с более опытным лыжником подумайте, хватит ли у него силы воли сопровождать вас везде и всюду, пока вы не войдете в нормальный ритм. Это здорово портит настроение, когда опытные товарищи укатили на сложные трассы, оставив вас в одиночку разбираться с тем, как правильно ставить лыжи относительно склона. Выбирайте команду, с которой вы сможете говорить на одном языке и кататься на одном уровне.

5. Найти наставника

Обязательно ли брать инструктора, чтобы научиться кататься? Это примерно как с обучением вождению машины: инструктор помогает быстрее освоить правила, но крутить баранку придется самому. Большинству людей достаточно иметь в компании более опытного лыжника, который не улетучится, как только окажется на склоне, а терпеливо покажет азы управления.

Конечно, если вы хотите освоиться как можно быстрей или приехали дружной компанией чайников – парочка уроков или общий инструктаж от профессионала точно не помешает. Зачастую в туристический пакет может быть включен прокат оборудования, билеты на подъемник и несколько уроков с инструктором – такое предложение отлично сокращает расходы.

6. Не дурить на подъемнике

Вы приехали сюда, чтобы как следует развлечься, но начинать веселиться на подъемнике точно не стоит. Какой бы подъемник вам ни достался: бугельный, за который нужно будет зацепиться, упереться лыжами и ждать пока вас потащит, или кресельный, когда нужно сесть на скамейку и вовремя с нее сойти, – нужно глядеть в оба. Идеальный вариант – предупредить человека внизу, что вы здесь первый раз и хотите поподробней узнать весь план действий от начала до конца. Если вы по невнимательности отвалитесь от бугельного подъемника посреди трассы, вам будет достаточно тяжело помочь.

7. Научиться падать

Даже если вы чувствуете что сможете с первого раза выполнить олимпийскую программу – все равно приготовьтесь падать. Готовиться нужно не только морально, но и физически. Не стесняйтесь съехать весь первый спуск на попе, это лучше чем вывихнуть колено при первом падении. Чтобы падать было легче, нужно максимально согнуть колени и чем меньше вы контролируете ситуацию, тем больше пригибать попу к земле, чтобы ближе падать. Садиться нужно не строго назад – так можно повредить копчик, а завалившись на бок.

Не забудьте о руках. Гасить удар о снег будет мягкое место, помогать руками не самая правильная идея, руки нужно защищать от травм. Лучше всего плечи свести вперед, чтобы позвоночник немножко скруглился, и подобрать запястья к груди. Худший вариант – это выставлять прямые руки с растопыренными пальцами назад – слишком велика вероятность продолжить день в травмпункте.

8. Научиться кататься

Когда вы наконец научились тормозить, пусть даже и при помощи пятой точки, пора научиться разгоняться и управлять лыжами. Чтобы чувствовать себя уверенно на любом склоне на обучение придется потратить несколько лет. Хорошая новость - уже после первых трех дней можно комфортно спускаться по несложным трассам. Сначала вы научитесь правильно стоять, затем ехать прямо, потом освоите повороты, научитесь контролировать скорость, использовать разные техники спуска. Главное понимать, что в катании на лыжах (если вы не планируете заниматься этим очень активно) нет конечной цели и удовольствие нужно получать от самого процесса обучения.

8. Соблюдать технику безопасности

Единственная приемлемая тактика для новичка – это спускаться медленно, но верно. Самая большая проблема, что под контролем придется держать не только свои скользящие ноги, но и всю ситуацию вокруг: не начинать резко пересекать склон перед приближающимся лыжником, сохранять дистанцию на случай падения, не останавливаться в том месте, где вас может быть не видно – в общем, отвечать за свои действия по полной программе. Если вы не уверены в том, что точно понимаете как вести себя на склоне – почитайте список правил хорошего тона, который можно найти на входе любого горнолыжного парка.

10. Правильно питаться

Оставьте диету для поездок на море. Катаясь на лыжах нужно хорошо питаться, чтобы энергии хватало на все. Во-первых, нужен плотный завтрак. Во-вторых, с собой лучше иметь мюсли, орехи и запас наличных денег, чтобы перекусить в кафе не спускаясь в долину. В-третьих, соблюдайте водный баланс. Постарайтесь в течении дня избегать кофе и горячего шоколада – они обезвоживают еще больше. Не забывайте пить воду, даже если не потеете – основной расход воды происходит с дыханием. И конечно никакого алкоголя пока не закончите кататься. Ведь безопасность – превыше всего, даже когда управлять нужно всего лишь двумя лыжами.

Словарь

ратрак – снегоуплотнительная машина

бугель – вид подъемника без кресел и кабин, пользуясь которым человек не отрывает лыж от земли

ски-пасс – система электронного контроля доступа на подъемник

апре-ски – отдых после лыж

ски-туры – лыжные переходы со спусками

траверс – движение поперек трассы

Классификация трасс

Зеленый цвет. Самые простые трассы, на которых начинающий горнолыжник может ехать по прямой, практически не набирая скорости.

Синий цвет. Трассы предназначены для начинающих и лыжников среднего уровня. Несколько возросшая крутизна и переменный рельеф делают спуск более интересным. Уклон трассы – до 25°.

Красный цвет. Трассы повышенной сложности. Уклон может достигать 40°. Совсем нет пологих участков, зато много недлинных, но довольно крутых мест.

Черный цвет. Трассы для профессионалов. Уклон превышает 40°.

Для отдыха и катания с детьми, а так же для начинающих идеально подойдут горы Южного Урала – Абзаково и Банное. Сезон на Урале длится с середины ноября до апреля. Курорты располагают трассами всех категорий, кроме "черных". Следует отметить, что здесь нет часовых очередей у подъемников. Особую остроту ощущений дают ночные катания на освещенных трассах. Для детей оборудованы отдельная трасса и подъемник. После катания можно провести время в аквапарке дома отдыха "Абзаково".

Для любителей покорять вершины идеально подойдут курорты Кавказа. Приэльбрусье – отличный выбор как для профессионалов (с крутыми и бугристыми склонами знаменитого Чегета), так и для начинающих (с пологими трассами великого Эльбруса). Богатые снежным рельефом поля Эльбруса будут интересны сноубордистам. Благодаря высотам (зона массового катания в Приэльбрусье – 2500–3800 м над уровнем моря) сезон здесь длится с начала декабря до середины мая. Домбай – один из самых популярных курортов Кавказа. Он расположился на отметках 1300–1630 м над уровнем моря, при этом район катания лежит на высотах 2200–3005 м. Сезон катания здесь длится с начала декабря до конца апреля. Незабываемая красота Домбайской долины и разнообразные трассы не оставят равнодушным ни одного лыжника. Любители внетрассовых спусков могут с помощью опытных гидов, обеспеченных специальным снаряжением, "вспахивать" нетронутые снега массива Мусса-Ачитара.

Уникальное сочетание горного и морского климата предлагает Красная Поляна. Курорт находится всего в 40 км от побережья Черного моря. Трассы различной степени сложности, преимущественно "красно-синие", интересны как новичкам, так и профессионалам.